РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие. Цифровые технологии (4 часа)
Теория:
Цифровая технология – как совокупность методов работы с цифровыми объектами. Виды цифровых объектов. Мультимедиа. Мультимедийные объекты. Электронные таблицы. Назначение. Объекты электронной таблицы. Правила автоматического заполнения ячеек. Простейшие формулы. Построение графиков и диаграмм.
Практика:
Выполнение творческих и учебных заданий с использованием возможностей текстового и графического редакторов и электронных таблиц.
Контроль:
Контрольное задание на создание сложного документа с использованием текстового и графического редактора и вставкой объектов, созданных в электронных таблицах.
РАЗДЕЛ 2. Цифровые технологии для умных объектов (8 часов)
Теория:
Какие изменения привнесли цифровые технологии в жизнь человека. Использование цифровых технологий для различных направлений развития городской инфраструктуры с использованием платформы интернета вещей.
Практика:
Коллективный информационный проект «Создаем виртуальный умный дом». Формулировка проблемы — целеполагание — актуальность - разработка основных этапов проекта — организация выполнения — варианты использования — описание продукта проекта — варианты размещение проекта, выработка критериев оценки продукта проекта.
Контроль:
Презентация проекта. Обсуждение достоинств и недостатков проекта с учетом критериев оценки.
РАЗДЕЛ 3. Основы программирования в среде Ардуино (44 часа)
Теория:
Языки программирования. Классификация. Назначение. Микроконтроллеры для умных вещей. Контроллер Ардуино. Структура и состав Ардуино. Алгоритмизация. Базовые структуры алгоритмов. Реализация алгоритмов в среде Ардуино: линейные алгоритмы, алгоритмы ветвления, циклические. Пользовательские функции в Ардуино. Программирование микроконтроллеров на языке Ардуино IDE. Программирование датчиков, кнопок и цифровых индикаторов.
Практика:
Создание программ-скетчей на языке программирования Ардуино IDE с использованием простейших вариантов, включая использование готовых скетчей. Отладка программ.
Контроль:
Контрольная работа на программирование контроллера, включая отладку программ и использование готовых скетчей.
РАЗДЕЛ 4. Человек в мире умных вещей (10 часов)
Теория:
Что такое умные вещи. Признаки и примеры умных вещей. Смартфон, планшет, компьютер. Основные этапы создания проекта умного дома. Стандартные системы в доме для автоматизации: освещение, климат-контроль, мультирум, домашний кинотеатр, система безопасности, система управления. Как появление умных вещей преобразило быт человека. Важные правила поведения человека в условиях цифрового мира.
Практика:
Исследование возможностей умных приложений: Транспорт, Навигатор, Такси и др. Возможности умных часов — исследование (по имеющимся реальным часам или браслетам, либо по интернет контенту). Исследовательский проект: «Виды управления: ручное, автоматизированное и автоматическое».
Контроль:
Презентация исследовательского проекта «Виды управления: ручное, автоматизированное и автоматическое». Обсуждение. Достоинства и недостатки проекта, перспективы развития.
РАЗДЕЛ 5. Сетевой модуль: Интернет вещей для умного дома. (38 часов)
Теория:
Интернет вещей для управления умными объектами. История умных объектов. Умные вещи в квартире и умные вещи для персонального использования: умные часы, умный браслет, умные приложения в смартфоне. Яндекс-приложения для управления умными вещами. Макет «Умный дом». Основные зоны и системы умного дома: освещение, климат-контроль, оповещение, охрана, контроль входа и другие. Контрольная панель. Управление умным домом. Сценарии, что это такое и для чего они нужны. Возможности Яндекс и Google для управления умным домом и его объектами дистанционно.
Практика:
Подготовка исследовательского проекта по теме «История умных вещей». Знакомство с комплектом макета «Умный Дом». Основные блоки, детали и узлы. Задания на подключение всех систем к контрольной панели. Разработка сценариев на примере стандартных, создание своего сценария для проекта. Настройка контрольной панели для управления умным домом дистанционно.
Контроль:
Демонстрация возможностей умного дома. Управление сценариями. Проблемы при создании умного дома, их решение. Перспективы развития проекта
РАЗДЕЛ 6. Сетевой модуль: Безопасный умный дом (36 часов)
Теория:
Бытовая безопасность. Виды бытовой безопасности. Приборы и устройства для предотвращения несчастных случаев от электроприборов. Приборы и устройства для защиты от утечек воды и газа в доме. Основные правила защиты. Способы защиты от незаконного проникновения в дом. Как проектировать объекты на территории вокруг умного дома. Определение зон на территории. Исполнительные устройства. Использование цифровых технологий для создания умного освещения территории.
Практика:
Разработка сценариев и создание модели (схемы). Реализация проекта «Организация безопасности в умном доме». Аварийное электропитание. Реализация проекта «Анализатор воздуха». Реализация проекта «Антивор», сборка, эксперименты, доводка. Работа с датчиками. Программирование контроллера. Разработка эскиза проекта территории с определением основных зон и объектов. Создание системы умного освещения территории. Создание объектов зоны отдыха (умный фонтан, умные фонари, подсветка и пр.), а также малых архитектурных форм (скамеек, кресел, декоративных ваз и пр.) с использованием 3D принтера и 3D ручек. Подготовка цифровых копий для реализации на 3D принтере. Изготовление частей гаража, подсобного помещения и пр. Ограда вокруг дома, ворота, зонтики, качели и пр. Подготовка и прокладка системы освещения. Программирование контроллера с использованием скетчей. Сборка и монтаж объектов «умного» дома.
Контроль:
Презентация проекта «Умный дом» с системами безопасности и ландшафтным проектом вокруг дома. Оценка проекта, перспективы развития.
РАЗДЕЛ 7. Сетевой модуль: Целевые практики. (36 часов)
Теория:
Этапы промышленной революции. Индустрия 4.0. Основные черты и признаки. Характеристика этапов. Индустрия 4.0. Особенности умных предприятий. Рассмотрение примеров. Подготовка к круглому столу по теме «Индустрия 4.0. Инженерные компетенции. Какие компетенции необходимы для профессии инженера. Характеристика профессиональных компетенций инженера робототехника и специалиста интернета вещей.
Практика:
Экскурсия на предприятие по изготовлению электронных компонентов и / или роботов.
РАЗДЕЛ 8. Итоговое занятие. (2 часа)
Практика:
Презентация всех проектов. Обсуждение перспективы развития проектов. План на следующий учебный год.